Четверг, 18.07.2019, 00:25
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ"ЕдейскаяСОШ им.З.П.Саввина МО"Намский улус...

Меню сайта
Олимпиады
Организации
Новости школы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

Краткая историческая справка

об истории развития Едейской школы

 

Основание школы

Начальная школа в составе одного первого класса впервые была открыта в 1919 году в селе Спасское в урочище "Бардыалаах", что в сорока километрах в тайге от села Едейцы. Первой учительницей работала Антонина Васильевна Попова,  окончившая Якутское епархиальное женское училище.  Ей было 21 год.

Первые уроки в школе начались 7/20 декабря 1919 года. Учащихся было 16 в возрасте 7-14 лет. Перерывов занятий не было. Родители учащихся и члены организованного Школьного Совета принимали участие в благоустройстве школы. Школа содержалась на членские взносы совета. Отказов и выходов из школы не было, учились по учебнику Ландеева, 1-ая книга. Разговорные уроки по русскому языку, устный диктант, чтения маленьких рассказов и заучивание стихотворений с переводом на родной язык учащихся. По арифметике решения примеров на все действия в пределах второго десятка. Перевод производился по годовым успехам учащихся. В последующие годы открылись старшие классы.  В 1924 году состоялся первый выпуск. Четвертый класс окончили пять учащихся. Среди них: Михаил Иванович Эверстов - заслуженный учитель школ ЯАССР и РСФСР, Алексей Николаевич Зырянов - активный участник Великой отечественной войны, ветеран труда и борьбы за советскую власть наставник молодёжи.

В бытность четырёхклассной школы учащихся было около сорока. Сколько всего окончило, эту школу точно неизвестно. Известно, что с 1926 года по 1931 год там обучались и окончили: Афанасий Афанасьевич Зырянов, впоследствии видный советский работник района продолжительное время проработавший председателем исполкома Едейского сельсовета, активный участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., член КПСС и Саввинова Харитина Иннокентьевна, проработавшая секретарем Едейского сельсовета, член КПСС, после работала в интернате школы. Другими обучавшимися в Спасской школе были: Алексеева Вера, избиравшаяся депутатом Верховного Совета ЯАССР, Феоктистов Василий Иннокентьевич, проработавший управляющим районного отделения Госбанка, Саввин Захар Прокопьевич - активный участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., бывший Министр Просвещения ЯАССР. Имена и трудовые дела всех упомянутых сделали Спас­скую школу незабываемой,  а  Едейская школа по праву может гордиться своими выпускниками.

Перевозка здания постоялого дома из села Бардыалаах

В 1931 году в марте месяце из Спасского участка здание постоялого дома перевезли в Едейцы под школу. Работа по перевозке этого здания и помещения бани по условиям тех времен,  как говорят,  была поистине героической. Ею руководил, работавший тогда председателем исполкома наслежного совета Охлопков Дмитрий Федорович.  Вот что он рассказывал по этому поводу 6 марта 1963 года:

«С 1930 года по 1932 год я работал председателем 1-го Едейского наслежного совета. В то время в наслеге не было школы, а население росло. В местности Бардыалаах, что отсюда в 30-ти километрах, были школа, церковь, постоялый двор, баня и другие строения. Население же там было мало. В марте 1931 года примерно на ста подводах мы выехали туда и сразу за один раз полностью перевезли уже разобранное здание постоялого дома  и бани сюда в Едейцы. Здание же школы было ветхое и мы не трогали его. Летом общественность  наслега начала постройку школы.  Прорабом мы назначили Колмогорова Андрея (Өтөкөй). Под его руководством осенью в сентябре уже, здание школы было готово. Школа в нем прозанималась тридцать лет,  т.е.  до сентября 1961 года».

Начальная школа в селе Едейцы

На новом месте учебные занятия начались вполне своевременно. Заведующим школой был назначен Игнатий Игнатьевич Свинобоев, он был также весьма хозяйственным человеком. Он значительно укрепил материальную базу школы: построил баню, забор. И.И.Свинобоев в 1942 году был призван в армию и осенью того же года пал смертью храбрых в боях за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков под г.Ржевом. Награждён командованием части за мужество и храбрость.

Годы Великой Отечественной войны

В годы войны, хотя школа не закрывалась, но переживала огромные трудности. Учебное оборудование не завозилось, многие ушли на фронт. Детям учиться было трудно. Школой заведовал Егор Петрович Гаврильев, работавший до этого в клубе посёлка. Шла война, но забота о детях стала острей прежнего. Сельсовет и правления колхозов бесплатно организовывали в школе горячий завтрак. Давали хлеб, масло, чай, сахар, молоко, кашу, суорат. Детей из малообеспеченных семей принимали в интернат, часть учащихся патронировали (оказывали единовременную помощь), выделяя им теплую одежду, обувь и частично наличные деньги. Учителя вместе шили с родителями тёплую одежду (пальто, телогрейки, шапки, меховые чулки, рукавицы) и отправляли их на фронт. Учителя с учащимися работали в колхозах для помощи фронту под лозунгами: «Всё для фронта, всё для победы над заклятым врагом!», «Фронт и тыл неотделимы!». Так жил маленький коллектив школы.

Эксперимент по обучению детей-шестилеток

В 1946 г. из Москвы в Минпрос ЯАССР поступило задание: организовать в одной из сельских школ в глубинке нулевой класс для 6-летних детей. В союзном масштабе эксперимент должен был проводиться опытными учителями-методистами в Казахстане, Бурятии, Якутии. Проведение данного эксперимента было продиктовано отсутствием детсадов и ясель на местах работы малокомплектных школ. Дети в 1-й класс приходили без надлежащей подготовки. Домашнее воспитание не соответствовало требованиям школ.

Учителем экспериментатором был назначен учитель-методист Андрей Дмитриевич Лебёдкин. 1947-1948уч.г. в Едейской школе был проведен эксперимент по обучению детей-шестилеток в нулевом классе. Для проведения эксперимента по обучению детей в нулевом классе не было программ, учебников, учебных пособий, дидактических материалов, методических пособий. Не было методических рекомендаций, психологических обоснований обучения, не была разработана методика обучения. Но несмотря ни на что, эксперимент удался, исследовательская работа была завершена. Министерство просвещения ЯАССР обязало А.Д. Лебёдкину описать, обобщить опыт работы по экспериментальному обучению детей-шестилеток в нулевом классе, сделать выводы о результатах, дать рекомендации к педагогическому подходу, по методике обучения, написать свои мысли по данному вопросу.

Школа как начальная существовала сорок один год (1919-61г.г). В годы, предшествовавшие восьмилетней школе, заведующими работали: Кочнев П.И., заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина и Овчинникова А.С. Все учителя школы хорошо поставили наглядное обучение. Особенно отличался сам Пантелеймон Иннокентьевич, показывая пример своим коллегам. Это была пора расцвета начальной школы в 50-60 гг.

Строительство нового здания школы

В 1957 году началось строительство типового здания на 160 мест по проекту начальной школы (на 526 м2). Председателем правления  объединенного колхоза  имени Сталина тогда работал Константин Иванович Кривошапкин, а председателем Исполкома Едейского наслежного совета Владимир Владимирович Мохначевский. Шефы «Якутторговцы», во главе с директором Василием Дмитриевичем Азаровым на строительство школы выделили специальные бригады плотников и монтажников,  которые приступили к работе летом того же 1957 года. Все строительство осуществил «Якутторг» как подрядчик. Министр Просвещения ЯАССР Захар Прокопьевич Саввин выделил из фонда капитального строительства Минпроса 200 тысяч рублей. Владимир Владимирович Мохначевский и Константин Иванович Кривошапкин, а затем Афанасий Афанасьевич Зырянов и Александра Спиридоновна Овчинникова мобилизовали общественность наслега вокруг этого большого дела. Строительство закончено в сентябре 1960г..

Этап преобразования начальной школы в восьмилетнюю

В 1960-61 учебном году открыли пятый класс. Этим было положено начало открытию восьмилетней школы. Директором школы Районо назначил Александру Спиридоновну Овчинникову. Учителей бы­ло семь человек, учащихся - 146. Введение нового здания школы в эксплуатацию состоялось накануне праздника Великой Октябрьс­кой Социалистической революции 5 ноября 1960 года.  Это собы­тие было поистине большим торжеством всего населения.

B 1961-1962 уч.г. открылся шестой класс. Восьмилетнее обучение вступило в свои права. Вводились: новый учебный план восьмилетней школы, новые программы и учебники. Учителей стало восемь. Директором школы был переведен из Пар­тизанской восьмилетней школы Никифор Михайлович Ларионов.

В 1962-63 учебном году открылся седьмой класс. Учащихся стало 197.  Появился штат завуча. Школа стала полностью восьми­летней в 1963-64 учебном году.  Учащихся было 229.  В восьмом классе обучались 18 учащихся. За два учебных года приобрели на большую сумму учебно-наглядное оборудование, главным образом по труду для мастерской, по домоводству, физике, химии, биологии, много печатных пособий по эстетическому вос­питанию и технические средства обучения. Все учителя упорно работали по поднятию качества уроков, развернули методическую работу, многогранной стала внеклассная работа.

Строи­тельство мастерской

В 1961году начали строи­тельство мастерской и в октябре 1962 года закончили.  В мастерской размещались  три отделения с площадью в 145 м2 для работы по дереву, по металлу и инструментальное отделение. В сентябре-декабре 1961 года на централизованные средства приобрели учебно-наглядное политехническое оборудование на сумму более четырёх тысяч рублей, в том числе 20 ученических стандартных верстаков, три станка, наборы столярных инструментов, наборы №1, №2 ручного труда, 10 швейных машин, чайный и обеденный сервиз, киноаппарат КПШ-2, электростанцию, эпидиаскоп и другие. Мастерскую оборудовали всеми необходимыми слесарными, столярными и плот­ничными инвентарями,  а также инструкциями и печатными пособия­ми по технике безопасности.  Все мальчики одного класса одновременно занимались в рабочих халатах одни по дереву,  другие по металлу и жести.  Девочки занимались в кабинете домоводст­ва. В этом кабинете были 12 ручных швейных машин,  одна ножная, два чайных и один обеденный сервиз и много другого кухонного и столового инвентаря. Всего было вполне достаточно для проведе­ния учебных занятий по домоводству в соответствии с программой.

На районных выставках творчества учащихся школа ежегодно представляла изделия учащихся по дереву,  металлу, из ткани и карто­на.  Многие изделия отправлялись в город на подобные республикан­ские выставки. В одно время довелось выставить их в одной ли­товской средней школе, куда съездил сам преподаватель труда. Литовским ученикам мы преподнесли подарки из собственноручных изделий.

При школе создали учебно-опытный участок площадью 0,45 га. Дети выращивали картофель, капусту и мелкие поливные культуры. Под руководством учительницы биологии велась упорная, кропотливая работа учащихся всех классов в виде опытов и наблюдений над овощами. Снимали хорошие урожаи.  Продукцию участка выставляли на вечерах уро­жая, использовали на уроках домоводства, сдавали в интернат для горячего питания. 

Организация историко-этнографического школьного музея

В феврале 1962г. начата организация историко-этнографического школьного музея. Первые экспонаты принёс 5-го февраля ученик третьего класса Ганя Ядреев: трёхножный низкий чорон и икону на доске образ Богородицы. 6 февраля ученики этого класса принесли различные бытовые вещи и посуды домашнего обихода. Так началось массовое поступление экспонатов в музей. Собирались печатный и письменный материал по истории развития Едейского наслега и Намского улуса. Организатором этого дела был сам директор школы Никифор Михайлович Ларионов. В апреле того же года в музее оформили семь отделов (посуда, одежда и украшения, охота, иско­паемые кости животных, верования якутов, деньги, домашний инвен­тарь) из 442 экспонатов. В дальнейшем экспонатов стало боль­ше 500. В музее устраивались экскурсии учащихся, многие экспо­наты демонстрировались на уроках.

 

 

Общественно-полезный труд

Учащиеся с давних лет занимаются общественно-полезным, производственным трудом в колхозах и совхозах: пасли скот, доили коров, ухаживали за телятами, изготовляли кормушки для скота, очищали скотные дворы, уничтожали грызунов - вредителей полей, заготавливали сено и дополнительные корма для общественного скота, очищали зерновые и овощные семена, копали картофель, помогали во взвешивании молодняка. Также собирали дикорастущие ягоды, убирали поселок, парк отдыха после наводнения, помогали старикам, обе­регали государственное имущество от порчи, хищения, и т.д. Так, например, в 1962-м году 39 учащихся IV-VII классов летом выполнили в совхозе разные хозяйственные работы и заработали 4946 руб. 33 коп. Так поступали летом 1961-го и 1963-го года. Летом 1963 тоже 39 учащихся V-VII классов заработали 6757 рб. 11к.

В Книге записи событий доставляющих историю школы, записано:

«За I962-1963учебный год помогали бригаде совхоза "Намский". Заготовили для общественного скота 15 тонн хвои, 52 центнера тальникового корма («былах»), собрали картофель вместе с рабочими совхоза с площади 40 га., сделали 51 кормушку для коров, собрали 180 кг. костной золы, сбросили снег с хотонов, изб, сараев, с крыш общей площадью 5400 кв.м, набили 13 парников. За эти работы совхоз выплатил нам двести руб. сорок две копейки».

Период развития восьмилетней школы

Первый выпуск восьмилетней школы состоялся 10-го июня 1964 года. Директор школы Никифор Михайлович Ларионов на торжественном собрании вручил первые свидетельства об окончании курса восьмилетнего обучения 16-ти учащимся.  Это были первые государственные до­кументы восьмилетнего всеобуча.

Расширение материально-технической базы школы

Летом 1963 года при директоре Н.М. Ларионове началась ра­бота по пристройке трех классных комнат так, чтобы главное здание соединилось с мастерской, чтобы все помещения школы слились в единый учебный корпус. Общая площадь пристройки вместе с коридором 306 м2.  Работа закончилась в начале 1964-65 учебного года. Учебная площадь значительно расширилась, появи­лась возможность открыть полную среднюю школу. Учебно-материальная база стала достаточной для этого. За счет централизованных и районных средств, приобрели много учебно-наглядных пособий,  демонстрационного и лабораторного оборудования.

Туристическая работа

С первых годов реорганизации школы из начальной в восьмилетнюю детей стали обучать туризму. Они охотно шли на это заня­тие. По окончании учебного года ежегодно снаряжали туристичес­кие отряды из 10-12 человек, во главе с учителем и отправляли их в поход на одну или две недели. Отряды снабжали всеми необходимыми принадлежностями, начиная от палаток и «кончая» лупами и биноклями. Сначала они совершали походы по тайге родного наслега и смежных с ним  I Хомустахского и Хамагаттинского нас­легов. Много интересного они записывали в дневниках и много экспонатов приносили в школу. За успешные туристические похо­ды и за найденные ценные породы камней и строительные мате­риалы туротряд в 1963-64г.г. награждался Почетной грамотой теркома профсоюза Якутского геологического управления.

Пионерская организация

Пионерская органи­зация сыграла огромную роль в воспитании юных ленинцев, пио­неры всегда являлись примером для всех учащихся в учебе, дис­циплине и общественно-полезной работе. С 1971-1972г.г. бессменно работал Алексей Дмитриевич Яковлев, а дружина имени Ульяны Громовой в период с 1972-го по 1989-е годы  9 раз носила звание правофланговой на Всесоюзных пионерских маршах.

Строительство спортзала

1972-73 учебный год стал поворотным годом на пути дальнейшего расширения материальной базы школы и совершенствования учебно-воспитательной работы в соответствии с постановлениями партии и правительства. Началась большая строительная работа. Директором школы продолжал работать И.И.Захаров. Он был энергичным и инициативным руководителем. В феврале 1973 года началось строительство спортзала с площадью в 250 м2. Сметная стоимость определилась в 40090 рублей. Строительство было объявлено инициативным и закончилось с хорошим качеством в октябре 1974 года. Всю работу возглавил директор школы Иван Ильич Захаров. Он привлек все трудоспособное население. Люди выходили на работу с большим подъёмом, с чувством гордости за счастливое будущее своих детей, они трудились вечерами после работы, в выходные дни, в дни отгулов.

Активное участие принимали также пенсионеры, ветераны труда и войны. Такое массовое участие в строительстве школы сложилось в замечательную традицию с давних пор. Особенно отличились в строительстве Говоров М.А., Эверстов А.А., Татаринов М.Т., Скрябин П.И., Соловьев Г.С., Феоктистов Н.И., Татаринов С.С., братья Яковлевы Е.Г. и Д.Г., Никифоров С.М., Эверстов И.М., учителя И.И.Игнатьев, С.К.Эверстов и многие др.

Спортзал - кузница спортсменов юниоров

Просторный, светлый, отвечающий стандартным требованиям спортзал стал широко известен за пределы села. Через год пос­ле открытия спортзала прибыл Анатолий Иванович Барашков и на­чал работать с 1975-76 учебного года. Молодой, требовательный и уме­лый преподаватель физической культуры, физрук А.И.Барашков сразу вошел в контакт с детьми. Он много сделал для воспитания интереса и любви учащихся к физкультуре и спорту. Инициатив­ный и в то же время требовательный он добился оборудования спортзала необходимым инвентарем. Сам он был тогда боксёром разрядником. На уроках и во внеурочное время проводились интересные, содержательные разнообразные физкультурные занятия, спортивные сорев­нования, игры, вечера. В межшкольных товарищеских встречах, рай­онных соревнованиях стали всегда занимать призовые места наг­раждаться дипломами и кубками. Физкультурно-спортивная работа, как говорится, поднялась в гору. Спортзал стал кузницей спортсменов – юниоров. Особенно отличались учащиеся по вольной борь­бе, боксу и лыжам. За четыре года по разным видам спорта поя­вились чемпионы района больше 50-ти, республики – 15.

Ученическая производственная бригада

В 1973г. летом была организована ученическая производственная бригада в составе 20-ти учащихся. Воспитатель, учитель физики Семён Константинович Эверстов правильно организовал труд и отдых членов бригады. При плане 250 т. бригада заготовила 275 т. первосортного сена для общественного скота совхоза. С тех пор ученическая производственная бригада, впоследствии именованная лагерем труда и отдыха ежегодно работала по заготовке сена. Состав бригады: 25-30 учащихся старших классов, учитель-воспитатель и от сов­хоза тракторист и наставник. Совхоз выделил для лагеря один из лучших островов «Кыскый» с площадью 150 га. Бригада за шесть лет работы три раза вышла победителем в социалистичес­ком соревновании. Она премировалась деньгами, жеребенком и фондами на автомашины «Москвич» и «Запорожец».

Преобразование восьмилетней школы в среднюю

Преобразование восьмилетней школы в среднюю началось в бытность директора В.В. Эверстова и было завершено его приемником И.И. Захаровым. Организовали переподготовку учителей, обеспечили новыми кадрами, большую работу провели по созданию материально-технической базы школы, отвечающей требованиям средней школы.

-        Летом 1975г. силами бригады вольнонаемников (бригадир Стеженко Ю.Я.) построили новое здание под мастерскую с пло­щадью 132 кв.м.  из трех комнат.

-        Летом 1976г. таким же путем пристроили три классных ком­наты к мастерской для начальных классов. Её общая площадь составила 198 кв.м. Школа перешла на односменные занятия.

-        Весной 1976 года силами учителей, учащихся и техработников построили якутскую юрту для музея.

-        В 1975г. построен сарай – навес хозяйственным спо­собом на 50 кв.м.

-        В 1970 и 1975г.г. для учителей построили два общежития по четыре квартиры в каждом. Первое построили силами совхоза Намский, а второе – стройучастком  района. Учителей обеспечили квартирами. Цикл этих работ завершило строительство объектов школы.

-        Девятый класс открылся в 1974-1975 учебном году. Школа вступила в полосу полного десятилетнего общего образования. Директором третий год работал Иван Ильич Захаров.

  • Первый выпуск 10-го класса состоялся в конце 1975-76 года.

Деятельность школы в условиях реформы народного образования

Формирование профессиональных качеств учителя во многом зависит от организации деятельности педагогического коллектива, от создания условий для творческой работы непосредственно директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе. На данном этапе развития школы директором работал Пётр Кирсанович Винокуров. Для реализации реформы школы в 1988г. было построено здание площадью 154,7 кв.м., где поместили изостудию и класс для шестилеток на 20 ученических мест. Таким образом, были созданы условия для постепенного перехода на одиннадцатилетний срок обучения. В 1988-89 учебном году более 15-ти детей-шестилеток были охвачены учебой. В 1991 году школа одной из первых в улусе начала внедрение концепции национальной школы. Опыт работы был широко распространен в республике: организованы республиканские    семинары, конференции, встречи, выставки, проведены открытые уроки, мастер-классы.

Динамика достижений школы

1995г. "Школа Соросовского гранта";

1996г. "Школа года России";

1998г. Победитель республиканского конкурса "Школа глазами родителей";

1999г. III место на республиканском конкурсе "Сааскы тыаллыын сырсан";

2000г. Опорная школа научно-методических работ Министерства образования Республики Саха (Якутия).

2005г. Победитель улусного и участник регионального этапов Всероссийского конкурса "Лучшие школы России";

2006г. Обладатель Гранта Министерства образования  РС (Я)  в области физической культуры и спорта;

2006г. Присвоение школе имени Захара Прокопьевича Саввина.

2007г. Участник Всероссийского конкурса ПНПО "Стимулирование ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы";

2008г. Опорная школа Министерства образования  РС (Я) по изучению якутского языка и литературы;

2008-2009г.г.  Кандидат на статус Республиканской экспериментальной площадки Министерства образования  РС (Я);

2012г. III место на Международном конкурсе «Красивая школа»: Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов и технологий в номинации «Школа как лидер в развитии местного сообщества».

 

Вход на сайт
История школы
Библиотека
Деятельность
Форум
Часы

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz