как условие самореализации обучающихся в сельской местности
Анализ социокультурной ситуации: Село Ымыяхтах находится в 35 км. от центра улуса, от столицы республики г.Якутска - в 55 км. Протяженность села 6 км, площадь 78444 га. Имеются в черте села два уникальных озера и речная протока. Село расположено в низовьях живописного горного хребта «Кангаласский», а с восточной стороны начинается долина Эҥсиэли. Село богато сенокосными угодьями. Имеются большие площади пашен и места дикорастущих ягод. По преданию жители села потомки Омогой Бая, который обосновался здесь со своей женой Сарой и её братьями Улуу Хоро, а в ХYII веке известен как «Сергуев улус» Улус Одейского князя Сергуя Унеги. Природная зона на Ленских равнинах, где расположились наши предки, плодородна и это повлияло на ведение хозяйства в основном животноводства. Наше село славится в улусе и республике своими многодетными семьями, 15 матерей – героинь. Сельчане работают, находят время и для любимых занятий спортом и творчеством, а главное, воспитывают детей. Сельчане не утратили в хаосе перемен различных реформ тот метод воспитания, который был у наших предков, т.е. «воспитание всем миром». Здесь каждый осознает ответственность за воспитание подрастающего поколения.
Образовательные запросы: Можно их сгруппировать следующим образом:
1. Руководство улуса запрашивает подготовку специалистов муниципального уровня, способных вернуться в село привести село на путь экономического развития;
2. Администрация наслега: школа должна дать знания, необходимые для получения профессий нужных селу;
3. Старшее поколение: школа должна быть центром духовного возрождения села и вести патриотическое, нравственное, экологическое воспитание;
4. Родители: в первую очередь ставят хорошую качественную подготовку к поступлению в СПО и ВУЗ;
5. Работники здравоохранения и родители: образовательная программа ОУ не должна привести к ухудшению состояния здоровья детей;
6. Активная часть населения: из стен школы должны выйти люди, способные сами создавать рабочие места;
7. Запрос актива отцов заключается в привитии традиционных навыков и умений сельского жителя: рыболовство, охота, коневодство, скотоводство, земледелие.
8. Учащиеся: насыщенную, интересную и увлекательную школьную жизнь.
Проблематика проекта: Проблема проекта, обеспечивает мотивацию включения обучающихся в самостоятельную работу, которая должна быть в области познавательных интересов детей и находится в зоне их ближайшего развития.
Философские основания: В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, своей республики, своего родного села, дома. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования не только здорового образа жизни, но и разностороннего развития подрастающего поколения. Это отражено в нашем проекте.
Качество жизни является одним из главных показателей благополучия общества в целом и отдельных его граждан. А зависит оно сегодня, в первую очередь, от способности и умения людей решать реальные, разнообразные жизненные и профессиональные задачи, т.е. от компетентности. Именно эту задачу должно решать сегодня образование.
Для обеспечения условий многогранного развития личности распределили на восемь направлений учебно-воспитательную систему, предоставляющее обучающимся равные возможности в образовании и развитии в соответствии с их индивидуальными особенностями. Почему восемь? Число восемь символизирует восстановление, обновление, возрождение, переход. Четыре стороны света плюс четыре промежуточных направления, образующие восьмиугольник, который в самых разных традициях носит название восьми ветров. Он символизирует также восемь дверей, позволяющих перейти от одного состояния сознания к другому. У народа саха восьмигранный человек – это лучший, совершенный человек, который умеет, делает лучше всех.
Главная идея данного инновационного проекта - обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в сельской школе мотивационной образовательной, социальной среды, где учащимся будут предоставлены условия для реализации индивидуальных образовательных запросов, их самореализации и успешной социализации.
Ведущей идеей является совершенствование интеллектуального развития и духовно-нравственного, гражданского воспитания подрастающего поколения. Это требует создания условий, способствующих овладению обучающимися ценностями мировой и национальной культуры, глубокому пониманию народных традиций, сущности современного развития Отечества и мира, собственной роли в этом развитии.
Цель проекта: Создание условий для обеспечения качественного образования и успешной самореализации обучающихся.
Задачи:
1. Совершенствование образовательных программ, учебных планов, направленных на повышение качества образования.
2. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся, их самореализации и успешной социализации.
3. Совершенствование воспитательной системы, мотивирующей обучающихся на чувства патриотизма и гражданской ответственности, ведение здорового образа жизни.
4. Обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических кадров, позволяющее внедрять востребованные и эффективные инновационные методики и технологии образования.
5. Повышение педагогической культуры родителей как равноправного партнера образовательного процесса.
Психологическая концепция: На современном этапе развития общества, особенно остро стоят вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности способной к самостоятельному принятию решений и действий, саморазвитию и свободному определение себя в профессии, в обществе — актуальные задачи психологической науки. В связи с этим возникает потребность возникновения новых подходов к обучению, воспитанию и всестороннему развитию личности обучающихся. Образовательное пространство должно быть таким, чтобы каждый ребенок был успешным, уверенным в свои силы. Успешность и уверенность всегда способствовали в развитии познавательных интересов, которое способствует справляться с самыми сложными проблемами и задачами современной жизни.
Описание школьного уклада: МБОУ «Едейская средняя общеобразовательная школа им. З.П.Саввина» как школа существует 99 лет. Основные векторы сотрудничества это: ШВСМ (школа высшего спортивного мастерства) «Дохсун», федерация кикбоксинга РС (Я), на базе школы организован летний спортивный лагерь по кикбоксингу «Едейский октагон»; филиалы Алданской РДЮСШ «Лыжный спорт», в зимнее время лыжники школы проходят сборы в Алдане; Намской ДШИ «Хореографический класс»; 1-Хомустахской ДШИ «Фольклорный класс»; в этом учебном году школа стала ассоциированной школой в сети школ РС(Я) с изучением китайского языка и культуры. Разрабатывается совместный с администрацией села проект по созданию спортивно-туристической базы «Лэпсэ-тур», который будет стартовой площадкой для формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и населения. Несомненно, и для создания школьного бизнес-инкубатора, где школьники не только могут получить теоретические знания по финансовой грамотности и предпринимательству, но и применять их на практике во взрослой жизни, что будет оказывать помощь в будущем профессиональном самоопределении в новых рыночных экономических условиях.
Школа имеет интернат на 51 мест, где проживают приезжие учащиеся из других улусов республики и поселков Намского улуса, в каникулярное время проводятся сборы или образовательные, спортивно-оздоровительные лагеря на базе интерната. Имеется богатый по содержанию школьный «Музей материнской славы», центр гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания. Каждый год администрация села организует летний трудовой лагерь «Волонтер», отлично налажено сотрудничество с республиканским ВДПО (Всероссийское добровольное пожарное общество), где школьники с 5 по 11 класс 100% вступают в отряд юных пожарных.
Введен современный способ развития творческих, познавательных и интеллектуальных способностей, содействующий раскрытию потенциала ребенка «Ментальная арифметика». Целенаправленно ведутся внеурочные занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Уhуйаан» в рамках реализации проектов «Музыка для всех», «Рисуем все» для развития личности, раскрытия способностей и развития таланта ребенка.
Школа организует обучение с 1 по 11 классы. Прием в школу мальчиков и девочек на общих основаниях и на добровольной основе. Образовательный процесс школы организуется в течение всего дня (с 8:30 до 18:00), в 1-й половине дня - уроки, во второй - кружки, внеурочные занятия, спортивные секции, факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования – 4 года. Нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования – 5 лет, полного среднего общего – 2 года.
Продолжительность учебного года: I классы – 33 учебные недели, II-IV (III) – 34 учебных недели; V-XI - 35 учебных недель.
Школа работает в режиме 6-дневной учебной неделе при следующей продолжительности уроков: 1-е классы – 35 минут, 2-11 классы – 45 минут. В I классах – устанавливается 5-дневная учебная неделя с использование 6-го дня для развивающей деятельности по интересам и образовательным запросам обучающихся и их родителей.
В данное время (2017-18 уч.г.) в школе обучаются 134 учащихся. В школе работают 12 учителей высшей категории, 1 заслуженный учитель РФ, четыре отличника образования РФ, двенадцать отличника образования РС (Я), три отличника ФКиС РС (Я) и два почётного работника общего образования РФ.
Учащиеся успешно участвуют в предметных олимпиадах. В школе хорошо поставлена научно-исследовательская работа. Работает проектная деятельность «Вита». Результатом является участие ребят в республиканских и всероссийских НПК. Школа имеет свои традиции: Саввинские чтения, НПК «Удьуор утума», школьные ярмарки «Золотая осень», «Улица мастеров» и «Ярмарка проектных идей», туристический слет, соревнования по пожарно-прикладному спорту и другие.
Материально-техническая база соответствует ведению работы по проекту: имеется 2 спортивных зала, спортивная площадка с искусственным покрытием, столовая, актовый зал, медицинский кабинет, полностью оснащенный кабинет по технологии, мастерская, библиотека, проведена локальная сеть.
Содержание образования. Описание способа (механизма) реализации проекта и описание структуры предлагаемой системы: Ориентация на новое понимание образования ведет к тому, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать полноценное развитие личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной и других сферах, обеспечивающих жизненную и профессиональную успешность, социальное благополучие человека, его плодотворное участие в жизни общества. Любовь к своей родной земле, родному языку, к природе формирует чувства патриотизма, ответственности и чувство «хозяина земли».
В качестве основных механизмов создания образовательной среды школы могут быть выделены три:
-изменение системы взаимоотношений участников образовательного процесса на основе новых объединений, содружеств, лабораторий и т.д.;
-создание инновационной инфраструктуры образовательной среды;
-внедрение новых образовательных практик на уровне конкретных образовательных программ.
В экспериментальную деятельность будет вовлечен весь педагогический коллектив, родители и учащиеся. Будут разработаны программы внеурочных занятий, проекты, подпрограммы.
Направления работы:
- Создание современной системы управления школой (нормативно-правовая база, программы, подпроекты, творческие группы, мониторинг и т.д.).
- Совершенствование кадрового ресурса, развитие учительского потенциала (курсовая подготовка, семинары, участие в конкурсах, проектах, грантах и т.д.)
- Создание условий и механизмов развития образовательной системы путем использования и внедрения инновационных обучающих методов и программ.
- Создание механизма использования внебюджетных средств школы на реализацию проектов учащихся.
- Создание гражданско-правового воспитания школьников посредством школьного музея материнской славы в сельской этнокультурной среде.
- Создание условий для формирования гигиенической культуры на уровне информированности и навыков здорового поведения, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Создание условий для самореализации учащихся (образовательные, спортивно-оздоровительные лагеря, экспедиции, бизнес-олимпиады, выход на производственные организации, предпринимателей, бизнес-инкубаторы и т.д.).